Человек – как живое дерево, со своими особыми изгибами, сучками и  наростами. Когда мы концентрируемся на проблеме, то эти особенности  воспринимаются нами как изъяны. Однако, если посмотреть шире, то  становится ясно, что это те индивидуальные черты, которые отличают одно  дерево от остальных деревьев в лесу. Зачастую все наши "изъяны", есть  проявление нашей индивидуальности. Наша задача - через психоанализ, посмотреть на себя с разных сторон, открыть в себе новое и расти дальше.

 

Как справиться с предательством

узнайте как...

Подростковый период

Подростковый период. С 12 до 18 лет

Переходим к последнему по созреванию, но к  важному для последующего развития периоду – подростковому.

В первые 6 лет ребенок усиленно формировал все свои личностные структуры. В латентной и подростковой фазе происходит взаимное «прилаживание» этих структур. Этакая притирка. И есть возможность компенсировать только дефекты "притирки". Компенсировать дефекты ядерных структур вряд ли возможно, кроме того, это работа требует большей длительности. А не у всех есть желание и возможности это делать. Хотя, повторяю – это в принципе возможно: скомпенсировать дефекты развития в младенческом и детском возрасте.

В конце подростковой стадии, у подростка должна быть полностью сформирована идентичность. Это основная задача, стоящая перед подростком. В этом возрасте завершается процесс сепарации - индивидуации. Подросток формирует собственное супер – эго, т.е собственный набор ценностей, норм и табу.
 

В этот период происходит мощная биологическая трансформация, гормональная активизация. Это является биологической основой психологической трансформации.

Это бурное время. Полюции. Месячные. Происходит активизация проблем всех предыдущих периодов, то есть активизируются все эмоциональные переживания (конфликты) типичные для предыдущих фаз. Но, поскольку, эти проблемы частично или полностью разрешены, эти эмоции становятся фоном, который двигает ребенка. Т.е основным фоном будет конфликт именно той стадии развития, в которой у ребенка возникли основные трудности.
Если неполноценно пройден Эдип, то преобладать будет  чувство вины. Если проблемы возникли на фазах сепарации - чувство стыда. Симбиотические проблемы вызывают  чувство страха. По этому фоновому чувству вы всегда можете определить, на какой из стадий произошел «сбой» в развитии.

Тут важно помнить, что чем проблемы неразрешеннее, тем сильнее они  влияют на поведение подростка. Т.е чем поведение менее адекватно, тем глубже внутренние конфликты.

Возникает сложная внутренняя ситуация: между желанием удовлетворить свои инстинктивные желания и стремлением стать социально адаптированным. Поэтому  инстинктивные желания удовлетворяются, но в кругу сверстников. А желание быть социально адаптированным, приводит к возникновению привычного для этого периода страха перед инстинктами, страха, что подросток  с ними не справится.

Результатом гормональной перестройки является то, что тело подростка резко меняется. Появляются вторичные половые признаки, и даже в норме подросток испытывает тревогу от этих изменений. Порой, это достигает уровня непринятия собственного тела, ненависти к своему телу. Любой прыщ или неправильная форма ушей может стать настоящей трагедией. Иногда сила непринятия себя так велика, что у подростков возникают мысли о самоубийстве.
 

Движущей силой в этом периоде является удовлетворение бессознательных желаний.

И проявляется все это в центральной общей мастурбационной фантазии, в которой совмещены удовольствия от всех фаз. Эта фантазия всегда присутствует на заднем плане. Идиома "заниматься ананизмом" выражает деятельность подростка в этой стадии. Главное не результат, главное - участие.
Это проявляется в том, что ребенок, в своих поступках предпочитает заниматься процессом ради процесса, не может доводить дело до конца.
Такая псевдорегрессия может восприниматься родителями как отставание в развитии, вызывать тревогу, что вызывается в одергивании. Но, в этот момент ребенок реализует свою центральную мастурбационную фантазию.
 

Вторая задача - сформировать Супер-эго. Т. е сформировать и осознать внутренние  запреты, ценности, установки, которыми подросток будет руководствоваться во взрослой жизни.

 

 И он, бедняга, мечется между двумя этими важными для него целями. Отмечается типичная для подростка аффективная лабильность (резкий перепад эмоционального состояния). И как раз, в первом периоде этой фазы такая нестабильность нормальна. Она очень функциональна: с одной стороны не позволяет сделать выбор, а с другой стороны, позволяет не поддаться на сильные инстинктивные желания. Раз - и аффект сменился. В тихом омуте, черти водятся. Если у подростка не бывает таких резких перемен настроения - это скорее повод волноваться. Если этот период пройдет без аффекта, то он проявится лет через 10. Т.е все те малообдуманные и шокирующие поступки, которые совершают подростки – будут совершать взрослые тридцатилетние дяди и тети, которые в юности «не наигрались». Пусть уж лучше сейчас совершает глупости и пробует новое:)

В это время снова происходит процесс проигрывания конфликта "рапрашман( как в период с 2 до трех лет)". Вторичная индивидуация. Еще раз происходит сепарация, но она происходит в этот раз, от обоих родителей.
 

Для родителей еще раз пережить этот конфликт - смерти подобно. В зависимости от того, на сколько родители сами прошли и разрешили эти проблемы, настолько они готовы прожить это с детьми.

 

Адекватная тактика: НЕ ВПАДАТЬ В АФФЕКТ!!!


Надо держать аффект, оставаясь не заряженными ими. Как в фазе "рапрашман".

На подростковой фазе происходит второй этап деидеализации родительских объектов.
Первый этап: латентный период. Там происходит психологическая деидеализация. Это надо, чтобы сформировать собственное эго, отделиться от значимого Эго родителей. Родитель на эдипальной стадии это царь и Бог, на летентной - чужой человек, переставший быть Богом.
Второй этап - в подростковом периоде - заключается в том, что подросток деидеализирует их морально. Нравственные ценности родителей на этом этапе отвергаются. Бунт против всех правил в семье, обществе. Подростки критикуют своих родителей: обыватели, скучные, серые, никчемные людишки! Родители в этом возрасте перестают восприниматься как эталон.

При патологии, такой бунт может быть чрезмерным, или такого бунта вообще нет. Но, в норме, ребенок должен развенчивать идеалы только потому, что они исходят от родительских фигур, и не только внешних, но и внутренних.
В этом возрасте тотальный негативизм защищает ребенка от пассивной капитуляции перед родительскими фигурами.

Какие же последствия моральной деидеализации?

У подростка возникает ощущение потери поддержки и внутренняя опустошенность, теряется внутренний объект. Про неудачное прохождение фазы, будем судить по силе аффекта, который у ребенка присутствует.
И подросток ищет эту поддержку, новый объект. И с этой жаждой объекта он поворачивается к сверстникам. Теперь именно они являются эталоном для сравнения. Именно групповые ценности имеют больший вес и противостоят семейным. Любой родитель с подростком в семье это знает. Мнение друзей всегда важнее и ценнее мнения родителей. Дальновидные родители заранее готовятся к этой ситуации и «подбирают» подростку «референтную группу». Например записывают в хорошую спортивную секцию, ведущему которой доверяют. Или в тур-клуб, студию современных танцев, художественную ит.д. Или просто «исподволь» исследуются группа друзей с которыми подросток чаще всего проводит время.  Т.е туда, где находятся подростки, на которых Вы хотите, чтоб походил Ваш ребенок и чьи ценности транслировал.
Колебания между группой и родителями будут продолжаться долго. И чтобы не «потерять» контакт с подростком, Вам придется смириться с присутствием в его жизни этой группы сверстников и тем, что их мнение гораздо важнее вашего.

 

Подростковая группа

 

Если латентная группа обеспечивала ребенку психологическую независимость, то подростковая обеспечивает моральную. Именно группа дает ощущение поддержки  и дает возможность для реализации воскресших инфантильных желаний. Именно в подростковых группах происходит выработка нового Супер -Эго, т.е. норм и ценностей. Группа обеспечивает широкую возможность экспериментирования с этими нормами. Например, подростки много в этом возрасте экспериментируют с отношениями. Отсуда многочисленные любовные романы по принципу: «полюбил сам – передай другому». Т.е пары меняются внутри одной группы- сегодня Петя дружил с Машей, завтра с Дашей, послезавтра со Светой, а мечтает о Диане. Девочки тоже экспериментируют: один нежен и послушен, другой всех обламывает, любовь и внимание третьего надо заслужить. Хороший повод опробовать разные модели взаимоотношений.

Если ребенок остается в четко структурированной группе ( например группе единоборств или подростковой группировке), то это означает, что он вернулся к родителям, что ему требуются родительские фигуры. Т.е люди, которые за него будут решать что ему делать и как поступать. В норме, в подростковой же  группе жестких правил нет. Поэтому для родителей важно понимать, в какую группу входит их ребенок. В группу с четкой иерархией, - значит он еще недостаточно взрослый и ему требуются наставления ( что он не хочет получать их от вас, это второй вопрос; значит в ваших отношениях с детьми отсутствует доверие). Если в группу со свободными, «текучими» правилами и нормами, - он взрослеет и соответствует свои возрастным нормам.

Нормы родителей не являются  обязательно верными и непререкаемыми.

Что происходит в этот момент с родительскими нормами и ценностями(Супер-Эго)? Они должны обязательно замениться на собственные, наработанные личным опытом проб и ошибок. Поэтому важно позволять детям совершать эти ошибки.
 

Чем меньше реальная разница между С.Эго группы и родительским, - тем легче прохождение этой фазы, чем больше разница – тем паталогичнее прохождение этой фазы.

 

Для подростковой группы характерно состояние хронической влюбленности и это нормально. Это позволяет поэкспериментировать с любовными отношениями. Характерна лабильность увлечений. Подросток может себя попробовать в различных видах деятельности. Поэтому в этом возрасте естественна смена увлечений и интересов. Все равно гораздо интереснее кружков и секций межличностные отношения. Любовь и дружба. В этом возрасте и в школу то ходят только за этим. И уж ни как не за знаниями.

Если родители в состоянии выдержать «метания» подростка и проявить некоторую гибкость;- все это убеждает подростка, что требования родительской морали не такие уж жесткие.
Происходит понимание, что  родители понимают, сочувствуют. Что они родные люди. В норме ребенок должен прийти к убеждению, что у него хорошие родители. Это дает ему возможность принять себя со всеми своими недостатками. Это и есть признак зрелости, который ребенок достигает в результате прохождения этого периода.

Все личностные структуры сформированы, они адекватно  взаимодействуют и человек точно, адекватно себя идентифицирует.
На этом заканчивается процесс отделения от матери.
 

Предподростковый период

В последнее время специалисты стали выделять т.н. предподростковый период. Он продолжается с 10 до 12-13 лет.
Что характерно для этого периода?
В ребенке продолжают жить подавленные инстинкты: сексуальные и агрессивные. Это то, что в нас есть от рождения, без чего человеческая жизнь не была бы полноценной. И не надо забывать,  что если в начальной школе ребенок эти инстинкты не проявляет, что они у него есть.
Кроме того современный образ жизни и реклама, перегруженная сексуальными и агрессивными образами , постоянно напоминают детям, что существует разница между полами.
В результате такого воздействия эффективность защиты, действующей в предшествующем возрасте – снижается. Сексуальные и агрессивные инстинкты начинают прорываться в виде двигательных реакций и соответствующих фантазий.
Первая особенность: дети 5-7 классов – моторно активны. Вы это, наверное, не раз  замечали: страшно входить в школу или на этаж. Все бегут и кажется, что сейчас собьют в ног. Вы спрашиваете себя: как такое выдерживают учителя?:)
Второй особенностью является увеличение любопытства. Дети начинают задавать очень много вопросов, причем не всегда «удобных» для взрослых,  любят подслушивать, подглядывать, лезть «во все дыры». Ребенка этого возраста почти невозможно выгнать из комнаты, когда приходят родительские друзья. Или друзья старших братьев и сестер.  Обо всем что видят и слышат на таких встречах – много фантазируют, и , в основном, эти фантазии носят сексуальный характер.
Например, у мальчиков появляются фантазии, что размер и сила мужчины зависят от размера его члена. К чему приводят такие фантазии, вы знаете: в школьном туалете может происходить «смотр членов» или соревнования, кто выше пописает на стенку. А недавно узнала, что мальчики одной из элитных школ нашего города  вместо унитазов и писсуаров  мочатся в урны, почитая это особой доблестью.
По- прежнему, актуальна тема мастурбации. Во время моей работы на Телефоне Доверия регулярно звонили 12-13-ти летние мальчики с вопросом: правда ли от мастурбации вырастают волосы на руках?:) И пусть большая часть из них «прикалывалась» - сам выбор темы для «прикола» о многом говорит. По крайне мере о том, что тема не оставляет равнодушной.
В это время у подростков просыпается жуткий интерес к своему телу, и к строению тел противоположного  пола. И к родам. Тема месячных тоже интересна, как и другие «физиологизмы».
Мальчишеские фантазии о родах и воспитании детей проявляются в виде просьб, к которым привыкли все родители- купить собачку или рыбок. Ну хотя бы крысу завести.

Очень сильные эмоции вызывают кровотечения. Драки до «первой крови». Обычно разбивается нос. У кого часто из носа течет кровь - могут подвергаться насмешкам « как девчонки». Кровотечение в таком случае бессознательно расценивается как менструация.
Особым насмешкам подвергаются полные дети, опять же в связи вс бессознательной фантазией о беременности.
Если воспроизводить цепочку неосознаваемых рассуждений, то примерно, она могла бы «выглядеть» так: хочу попробовать сексуальных отношений – это может привести к беременности – любой намек на беременность следует подвергать осмеянию, т.к. это помогает высмеивать и отрицать мои сексуальные фантазии.
У девочек те же фантазии. О беременности и родах. Я помню собственные фантазии на  эту тему. Когда мне было 13 лет, я хотела получить в подарок куклу в человеческий рост с внешностью ребенка. Я бы всем объясняла, что это моя младшая сестра, но на самом деле знала, что это мой ребенок. Я даже имя придумала – Екатерина, Катюша.

Это возраст фантазий, с огромным количеством защит против этих фантазий. Когда одновременно очень хочется что-то получить или сделать, и, одновременно сам себе мешаешь. Потому что не чувствуешь в себе право это получить.
Кстати, из-за вытеснения  пугающих сексуальных фантазий, в этом возрасте совершенно бесполезно проводить сексуальный ликбез. Все знания тут же «вытесняются», забываются. Тем более, если все это говорится родителями или педагогом. Запомнить что-нибудь из «наставлений» родителей – значит показать, что эта тема тебя интересует. А это низззяяя!:)

А теперь мы подходим собственно, к самому подростковому возрасту – 13-15 годам.

Что происходит в это время? Коренная перестройка организма. Гормоны пошли в кровь.

 

Основная задача в этом возрасте: отделить от себя образы родителей, которые ребенок интроецировал в детстве.

Подростковость – вторая индивидуация. Первая была в 3 года. В то время, когда собственное Эго ребенка было слабым, - он пользовался  опытом, взглядами, установками родителей.
В подростковом же возрасте надо «вытащить» из себя идеализированные образы родителей.
Вместе с «выкидыванием» образов родителей, подросток выкидывает и родительскую часть Эго, т.е все то, что мы зовем разумом и жизненным опытом. Т.е подросток в этом возрасте РЕЗКО ГЛУПЕЕТ. И это объективный факт. Родители обычно в ужасе и не понимают, что происходит. Подросток часто ведет себя как «последний идиот». Собственно именно этот вопрос часто и срывается с губ родителей, когда они узнают об очередном поступке родного чада. Про подростка, бегающего на спор по школе в одних трусах и туфлях на высоком каблуке, - я уже писала. Другой случай приходящий в голову, как два пятнадцатилетних балбеса угнали со двора милиции «газик» и поставили его в гараж к папе одного из угонщиков. Их, естественно, тут же нашли. Когда их спросили зачем они это сделали, они ответили, что хотели машину продать и купить себе мопеды. «Вы что – идиоты? – спросили их ошалевшие родители. И ответ таки – да!
Все складывается особенно плохо, если такого подростка всю жизнь оберегали от «реалий жизни» и не дали ему приобрести хоть минимальный опыт.

В итоге , мы имеем очень плачевную ситуацию: инстинкты подпирают, Супер-Эго «долбает» сверху, провоцируя чувство вины. А Эго отсутствует. Т.е нет защит. Поэтому нередко именно подростки «выдают» психотические реакции, а в крайнем случае уходят в психоз. Просто психика не справляется с напряжением. Справедливости ради надо отметить, что в большинстве случаев, по прошествии пика подросткового возраста все это проходит без следа. Главное родителям следить, чтоб на память об этом славном возрасте не осталась справка из «психушки»( например после попытки суицида) или уголовное дело. И многие другие грустные последствия временного снижения подросткового интеллекта.
Также стоит помнить о том, что именно в подростковом возрасте обостряются и все соматические заболевания.

Итак. Инстинкты хотят удовлетворения. Супер- Эго навязывает чувство вины. Защит нет. Есть тревога. Получается, что чтобы подросток ни захотел сделать, - он испытывает вину и стыд. Это вызывает агрессию на себя и на окружающих. К этому добавляется неустойчивая самооценка.

Подросток просто тонет в своих сексуальных и агрессивных импульсах. Поругаться – в этом случае – идеальный способ защитить себя и окружающих. Это создает барьер между подростком и его близкими. Т.е своим хамством подросток неосознанно стремится вас защитить. Потому что сам не знает, что в следующий момент может натворить его тело. И это, по-настоящему, страшно. Страшно сделать что-то такое, за что самого себя придется потом наказывать.

Но если Эго достаточно сильное и не дает «уйти» в психоз – объект нашего исследования переходит в средний подростковый возраст – 15-17 лет.

И тут нас настигают две новые беды: страсть к танцам и  интернет (или обмен СМС-ками). Раньше эту роль играл телефон. Мамы и папы средних лет – вспомните себя. Не вы ли запирались в этом возрасте в ванной или в своей комнате и часами «висели» на телефоне? А сейчас молодежь «зависает» в чатах, форумах, социальных сетях. Вся эта виртуальная жизнь позволяет «совершить побег». Из дома, от привычной рутины, «тупых» предков, уроков и повседневности. В мир, где ты можешь делать что хочешь, и никто не придет к тебе с напоминанием, что надо сходить в магазин, заправить постель или делать уроки. Да и флиртовать в чате гораздо удобнее. Можно придумать себе любой образ и никто не проверит, соответствует ли он действительности. Это еще один хороший способ примерить на себя различные сценарии. «Научиться жить» с наименьшими потерями.
Танцы же помогают сублимировать сексуальность. И чем «разнузданнее» танцы, тем меньше шансов на то, что инстинкты реализуются в реальном сексе. К счастью наше бессознательное устроено таким образом, что что-то сделанное или хорошо «профантазированное» принимает с одинаковой радостью.

После всего вышеописанного остается только один вопрос: как смогли мы все это пережить и остаться «нормальными» людьми?:)

Запишитесь
на консультацию

Подписаться на рассылку:

Личный блог

Записки психоаналитика

© 2010, Надежда Власова, психолог

Все права на публикации принадлежат автору. Копирование статей возможно только с указанием прямой активной ссылки на сайт nvlasova.ru.

Онлайн консультация психолога:
vlanad@list.ru

skype: vnadejda-ekb

Консультация психолога в Екатеринбурге:
8-922-20-15-340
Разработка и продвижение сайта — Fanky.ru

?
Телефон: 8-922-20-15-340 Skype: vnadejda-ekb