Человек – как живое дерево, со своими особыми изгибами, сучками и  наростами. Когда мы концентрируемся на проблеме, то эти особенности  воспринимаются нами как изъяны. Однако, если посмотреть шире, то  становится ясно, что это те индивидуальные черты, которые отличают одно  дерево от остальных деревьев в лесу. Зачастую все наши "изъяны", есть  проявление нашей индивидуальности. Наша задача - через психоанализ, посмотреть на себя с разных сторон, открыть в себе новое и расти дальше.

 

Как улучшить качество жизни?

узнайте как...

Эдип. С трех до шести

Эта стадия, когда в жизни ребенка обнаруживаются три самостоятельных объекта. Он сам, мама и папа. Если папы нет в фактическом наличии, то образ мужской фигуры формируется на основе образов дедушек, дядь, знакомых, соседей по лестничной клетке.

Это фаза второго конфликта амбивалентности. (про первый конфликт читать здесь). Но по сравнению с первым, этот конфликт менее травматичен, т.к  в предыдущую фазу  в психическом мире ребенка существовал только один объект – мать,  и конфликт воспринимался как тотальный. Сейчас появляется еще один объект и ребенок фантазийно конфликтует только с родителем своего пола. Второй объект нейтрален или даже выступает в качестве союзника в борьбе. Поэтому данный конфликт менее травматичен, хотя и может восприниматься более значимым.

 

Эта фаза очень эмоциональна. Именно в ней формируются будущая модель сексуального поведения.

Центральной фантазией этой фазы становится фантазия об устранении соперника. Т. е ребенок хочет психологически обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола.


В начале этой фазы возникает идеализация родителей, т.н. эдипальные фантазии. Родители отныне- боги, цари, жители Олимпа. И как великие Боги – несут великое наказание непослушным. В этом возрасте в каждом мальчишке просыпается герой – «отцеубийца», ниспровергатель основ. Мать вызывает благоговение, отец восхищение и страх. Страх за мысли об «отцеубийстве». Мальчик начинает задумываться: «почему все лучшее достается папе? А если папу убрать – все достанется мне?»

С подобной фантазией связана кастрационная тревога, причем под кастраций сейчас подразумевают не только страх потери какой-либо значимой части тела, но и потерю какой-либо психической функции или способности, т.е психическую кастрацию. У ребенка появляется чувство вины за неприемлемые фантазии.

Задача родителей или воспитателей в этот период – научить ребенка просить прощение. Т. к. прощение снимает чувство вины за «неподобающие» мысли и желания. В этот период нередко бывают ситуации, когда ребенок сам провоцирует наказание, поступая заведомо неприемлемым способом. Например, он может демонстративно не слушаться или, как бы случайно, разбить любимую папину кружку И все для того, чтобы наказали. Но наказали не за поведение или разбитую чашку, а за мысли и фантазии.

Далее цитирую, так будет проще.
«В это время самоуважение мальчиков часто уязвимо. Это частично связано с убывающим чувством всемогущества и возрождающейся кастрационной тревогой, а частично — с чувством  неполноценности, порождаемым эксгибиционизмом, завистью к пенису, и осознанием, что их гениталии малы по сравнению с идеалом (отцом). Но гордость собой и чувство мужественности заметно возрастает, когда  родители чувствуют и демонстрируют  заметную гордость его доблестями. Тогда ребенок, как бы, заражается  родительской гордостью, и его уверенность в своей мужественности возрастает.

 

Поэтому, для ребенка важно восхищение им, его действиями, причем родителем одного с ним пола, которого, как уже сказано выше он идеализирует. Все это в дальнейшем определяет успех самоидентификации.


«В этой связи особенно важна роль отца. Т. к. именно  отец помогает мальчику регулировать агрессивное поведение. Мальчики часто используют агрессию в попытке защититься от кастрационной тревоги и чувства фаллической неполноценности. Если отец, вместо того, чтобы помогать ребенку справляться с агрессией, становится строгим «дисциплинатором», он может усилить кастрационную тревогу у мальчика, стимулировать враждебное состязание сына с ним и помешать идеализации своего образа. Нередко такой отец становится враждебным и представляя себя как непобедимого,  мужественно-идеального, унижает и дразнит сына, чтобы сделать его «выносливым». Такое поведение только усиливает защитную враждебность мальчика. Во всяком случае, из-за отцовской пассивности или беспомощности, или из-за его стимуляции враждебной состязательности, наблюдающаяся у мальчика преувеличенная демонстрация фаллической силы (в качестве идентификации с агрессором), обычно свидетельствует о его небезопасности, а не доказывает его мужественность, выдавая и подчеркивая продолжающийся страх кастрации.» 
(«Филлис Тайсон, Роберт Л. Тайсон. Психоаналитические теории развития)

Кроме того, нельзя за проступки ругать самого ребенка, но только его образ действий. Т.е сам ребенок хороший, но то-то и то-то он сделал плохо. К концу этого этапа происходит формирование целостного образа отца и завершается структурирование психического аппарата. Формируются более зрелые психические защиты, такие как рационализация.

Тут важно помнить, что кастрационная тревога появляется не только у мальчиков, но и у девочек. Но если у мальчиков она чаще связана с гениталиями, или страхом повреждения любых вытянутых предметов, например пальцев, то у девочек это страх любого повреждения тела, любой раны. Девочка в этом возрасте может устроить форменную истерику из-за пустяковой царапины или разбитой коленки. Именно из-за страха повреждения тела, а не конкретной боли. Родителям такие истерики кажутся необоснованными, но все дело в фантазиях, которыми подобная рана обрастает в восприятии ребенка.

В психике девочки тоже происходят сильные изменения, что в последствии влияет на сценарий выбора сексуального объекта.

В этот период маленькая девочка очень привязывается к папе и начинает конкурировать с мамой за папину любовь. 

Я много раз слышала удивленные жалобы мам, что девочки ведут себя как маленькие женщины. Они ревнуют, кокетничают, привлекают внимание, требуют телесного контакта и особого отношения. И очень сердятся, когда видят, что мама обладает особым статусом в глазах папы.

Психологически для девочки это очень сложный период, т.к она должна решить задачу, которой не возникает у мальчиков. Первоначально девочка также привязана к маме, как и мальчик. Но в этом возрасте ей для нормального дальнейшего развития требуется «перенести» эмоциональную привязанность с матери на отца. Предпосылками служат ряд разочарований в матери: отнятие от груди, приучение к правилам туалета, рождение других детей. И главное – обида за особое положение матери, которым мать не торопиться делиться с дочкой. Вот девочки и стараются получить от папы тот статус, в котором им отказано мамой. Девочка начинает фантазировать о рождении ребенка от отца. Это смешивается с чувством вины и ревнивой ненависти к матери. Остатки доэдипальной привязанности к матери у девочек сохраняются и более зрелом возрасте. Именно поэтому  женщины более амбивалентны в своих чувствах к матери, чем мужчины по отношению к отцам.

Для девочки очень важна в этом возрасте поддержка отца. Но спокойная и невовлеченная. Важно, чтобы отец не «соблазнялся» поведением девочки, а спокойно реагировал на ее заигрывания, одновременно подчеркивая особый статус матери. И объясняя девочке, что ей надо встретить в жизни «своего» мужчину, который ей и обеспечит соответствующий статус. Т.е. для которого она когда-нибудь тоже станет «особенной», как мама для него. При таком отношении отца, девочка научится позитивно относится к себе, и, во взрослой жизни, доверять хорошему отношению мужчин. 

Что касается отношений со сверстниками, то по отношению к ним и мальчики и девочки проявляют черты поведения схожие с поведением с родителями. Мальчики часто конкурируют и устраивают драки. Девочки тоже конкурируют, но более завуалировано и скрытно.

В конце хочу заметить, что так как Эдип, как и все остальные фазы, не имеет жестких возрастных границ, т.е может наступать на несколько месяцев раньше или позже указанного возраста, то в группах, например, при посещении детского сада – может возникнуть ситуация, когда  одни дети проявляют поведение эдипальной фазы, а другие еще находятся на предыдущей.  Это может вызывать конфликты и непонимание.

В общем виде по этому возрасту все. Частности надо смотреть индивидуально. Напоминаю, что общие и уточняющие вопросы задавать можно. Рекомендации по конкретным ситуациям в блоге я не даю.

Запишитесь
на консультацию

Подписаться на рассылку:

Личный блог

Записки психоаналитика

© 2010, Надежда Власова, психолог

Все права на публикации принадлежат автору. Копирование статей возможно только с указанием прямой активной ссылки на сайт nvlasova.ru.

Онлайн консультация психолога:
vlanad@list.ru

skype: vnadejda-ekb

Консультация психолога в Екатеринбурге:
8-922-20-15-340
Разработка и продвижение сайта — Fanky.ru

?
Телефон: 8-922-20-15-340 Skype: vnadejda-ekb