Человек – как живое дерево, со своими особыми изгибами, сучками и  наростами. Когда мы концентрируемся на проблеме, то эти особенности  воспринимаются нами как изъяны. Однако, если посмотреть шире, то  становится ясно, что это те индивидуальные черты, которые отличают одно  дерево от остальных деревьев в лесу. Зачастую все наши "изъяны", есть  проявление нашей индивидуальности. Наша задача - через психоанализ, посмотреть на себя с разных сторон, открыть в себе новое и расти дальше.

 

Киндер- сюрприз или Как пережить подростковый возраст.

узнайте как...
Сайт Надежды ВласовойПубликацииСерия "Как"Киндер- сюрприз или Как пережить подростковый возраст.

Киндер- сюрприз или Как пережить подростковый возраст.

 У кризиса подросткового возраста существует несколько причин.


Одни из них кроются в психологии самого ребенка, предпринимающего отчаянные попытки справиться со своими гормонами, и, одновременно, психологически оторваться от родителей. Чаще всего именно их называют при попытке объяснения резкой смены поведения и увеличения конфликтов «отцов и детей». Но мало кто готов рассматривать изменения, связанные с самоощущениями родителей. А ведь их состояние, со своей стороны, вносит немалый вклад в то, как выстраиваются отношения с подросшими «чадами»

Причины родительского состояния можно четко разделить на два источника: биологический и психологический.


Начну с биологического. Для чего мне придется вспомнить свои порядком подзабытые знания по биологии:)

Как вы знаете, в животном мире детеныши часто имеют другое строение и другой окрас и структуру перьев или шерсти, чем взрослые животные. Почти всегда можно отличить детеныша от взрослых. Детеныши имеют так называемые «маркеры детства»: ну там голова крупнее по отношению к телу, желтый пух цыпленка отличается от перьев взрослой курицы ит.д. Так вот человеческие детеныши тоже имеют такие маркеры. Но, вся разница в том, что человеческие дети взрослеют дольше. Маркеры уже показывают, что перед тобой взрослая особь, например пятнадцатилетний двухметровый амбал, а сердце говори:- он же еще совсем маленький. И сердце право: в социальном обществе он еще маленький, совсем неопытный. И тогда в психике увеличивается противоречие между инстинктивным пониманием: он уже взрослый – хватит кормить, и социальным желанием дать ребенку как можно больше времени набраться опыта выживания в социуме. Противоречие приводит к конфликту. А конфликт, как известно, вызывает напряжение. И внутриличностное и в сфере отношений. Отношений с тем самым подросшим детенышем. В «диких» сообщества такой переход из детства во взрослое состояние происходил (и происходит сейчас) в 6-7 лет. Дети переходят из-под опеки матерей под опеку отцов. И там начинаются всякие ритуалы с инициациями и испытаниями на звание мужчины. У девочек проходят свои ритуалы, связанные с приближающимися месячными и возможностью рожать детей. Сейчас вон по всему Интернету гуляют заметки: родила в 12 лет, родила в 10 лет. Т.е в некоторых сообществах такой инстинктивный подход к взрослению остается до сих пор.

Что же происходит в «продвинутых» сообществах?

Привильно! Детей отдают в школу, которая по своей агрессивности и максимуму принуждения, вполне способна заменить ритуалы инициации. Т.е с точки зрения биологии – ребенка бы уже отпустить во взрослую жизнь, а он у нас только в школу пошел. А маркеры детства то к этому возрасту уже начинают таять как дым. Окончательно ребенок их лишается к началу подросткового возраста: 12-13 годам. И это дает нам еще одну причину преславутого «кризиса подросткового возраста». Обострение конфликтов, споры по любому поводу, агрессия и «отстаньте от меня».
И родители не только вынуждены продолжать жить рядом с этими «монстрами», но еще «вынуждены» их любить. Сейчас напишу почему - «вынуждены».

И тут заканчивается биология и начинается голимая психология, а точнее психоанализ с его наличием бессознательных механизмов. 


Когда рождается ребенок, родители непроизвольно на него начинают проецировать собственные бессознательные страхи и ожидания. Что суть одно и то же. Боимся чего-то очень – значит какая-то часть в нас этого хочет. Вот такой закон психологии. 
Итак, боится мама быть слишком активной и свободолюбивой – проецирует это на ребенка, в итоге роебенка постоянно снимают с поездов и электричек. Был такой случай в моей практике. Боится мама жить и все вечера проводит за спицами у телевизора – ее дочь организовала в классе кружок фехтования. И спит со шпагой под подушкой. Страх такой же – проявления разные. Не хочет папа, чтоб его дочка выглядела как б-ть и все время ей об этом сообщает – регулярно мужики на улице пытаются с ней познакомится, причем чаще всего возраста папы. Поняли механизм?

К чему же это может привести?


А теперь представьте себе, что человек в течении нескольких лет или десятков лет «скидывает» в подходящий объект ( а ребенок именно и является таким объектом) все что ему не нравится в себе, раздражает, от чего бы он хотел избавиться. Все что для его сознания -«не он». И вынужден с этим объектом жить рядом, заботится о нем, любить его. Все проходит достаточно благополучно, пока у ребенка сохраняется «маркеры детства». Но вот он вырастает. Но не настолько, чтоб отпустить его в «свободное плавание». И Вы видите перед собой практически взрослого, почти чужого человека, с собственным характером, ценностями и взглядами и чертами характера или особенностями, которые Вы всю жизнь искореняли в себе. Страшно? А когда понимаешь, что у этого человека и сил больше твоих, тупо физических7 А если к этому добавляется полное незнание механизмов как это происходит. Т.е ты при виде своего подросшего ребенка начинаешь испытывать тревогу и страх и не знаешь, откуда берутся эти чувства. Ты их гонишь, но они возвращаются, потому что понимания нет. Никто об этом не рассказал, не предупредил, что так может быть. 
А потом на консультацию приходят взрослые люди, которые шепотом говорят: Вы знаете, мне кажется, что я не люблю своего ребенка. Разве такое может быть? Или , люблю, но ничего не могу с собой поделать – мне его хочется ударить. А потом я прошу прощения. Но все равно чувствую себя виноватой (виноватым). Что мне делать?

Вот и получается – инстинктивная программа закончилась, а что дальше делать никто не разъяснил. Поэтому дальнейший сценарий реализуется из собственной родительской семьи. Поэтому приходится часто слышать на консультациях, как какие-то проблемы проявляются в семье в нескольких поколениях. 

P.S.Чтоб не нагнетать чувство вины, скажу- дети часто обучаются самостоятельно приспосабливать многие родительские страхи в полезные для себя качества и свойства. Это такая пружина- чем туже затянули – тем дальше может «забросить».


А теперь остановитесь и подумайте: какие страхи и ожидания Вы проецируете на своих детей?

Запишитесь
на консультацию

Подписаться на рассылку:

Личный блог

Записки психоаналитика

© 2010, Надежда Власова, психолог

Все права на публикации принадлежат автору. Копирование статей возможно только с указанием прямой активной ссылки на сайт nvlasova.ru.

Онлайн консультация психолога:
vlanad@list.ru

skype: vnadejda-ekb

Консультация психолога в Екатеринбурге:
8-922-20-15-340
Разработка и продвижение сайта — Fanky.ru

?
Телефон: 8-922-20-15-340 Skype: vnadejda-ekb