Человек – как живое дерево, со своими особыми изгибами, сучками и  наростами. Когда мы концентрируемся на проблеме, то эти особенности  воспринимаются нами как изъяны. Однако, если посмотреть шире, то  становится ясно, что это те индивидуальные черты, которые отличают одно  дерево от остальных деревьев в лесу. Зачастую все наши "изъяны", есть  проявление нашей индивидуальности. Наша задача - через психоанализ, посмотреть на себя с разных сторон, открыть в себе новое и расти дальше.

 

Как поддержать самооценку ребенка?

узнайте как...
Сайт Надежды ВласовойОтзывыОтзывы на обучающий курсЭкзамен для мага. Часть вторая.

Экзамен для мага. Часть вторая.

Кошки против теории

На примере своего обучения скажу -  за пять лет образования редко кто говорит студентам:  "Консультировать "по книжкам" не получится - выбросьте это из головы".

 Умные говорящие головы в ВУЗах этот миф успешно взращивают, поэтому многие студенты пробуют овладеть искусством психотерапии по теоретическим источникам, не осознавая тщетность попыток. 

Будущие психологи охотно верят в транслируемый миф.  Опираться на стереотипы всегда проще, чем работать над собой.

Потому  получается - диплом с отличием, диссертация, горы бумаг, амбиций и умных слов – и ноль на практическом выходе.

Преподавателям импонирует положение передатчика совершенных знаний. Признать однобокости своего ума мешает профессорский снобизм.

 Это чистый опыт -  лишь некоторые из преподавательского состава имеют частную практику, и то в  муниципальных садиках.  При этом  никто не признается в собственной практической слабости. Поэтому  «лыжники-теоретики», населяющие кафедры  институтов,  усердно кормят студентов «гранитом науки», не особо заботясь о результате.

Они  успешно защищают диссертации, отлично транслируют на аудиторию теоремы и концепции, однако без практики консультирования и супервизии они не способны научить студентов ничему из области реального консультирования.

Никто не сомневается в том, что выучится управлять машиной можно только сев за руль; 

 Почему же вызывает удивление фраза - "Консультированию научится можно только консультируя!" ?

Вопрос в другом - даже осознав необходимость психологической практики, студент напрямую сталкивается с проблемой, где взять клиента. 

Стоматологи  могут оттачивать мастерство на "фантомчиках" - удаленных зубах; хирурги – в анатомичке,  а как быть психологу?


В этой профессии на кошках не потренируешься (разве что в эмпатии).  Кто согласится принести новичку  животрепещущую,  болезненную проблему?

В рамках обучения этот вопрос решается легко - мини-консультации проходят непосредственно среди участников. Это первые клиенты, ценный опыт и полезные ошибки. 

 

Удивительно, но по окончанию  курса, Надежда гарантирует каждому  из участников предоставить  пять первых клиентов.

 То есть вот она – открытая дорога к практике )  «Кошки» нервно курят в сторонке.

 

 Констатация консультации

 

Участники  привыкают к моему присутствию, начинается первая консультация.

 

Причём, с моим участием в амплуа клиента с проблемой.

 

Надо признать консультировать психологу психолога – отдельная смелость.

 

Но всё получилось. Плюс опыт, минус взгляды в сторону тренера – и я уверена в  успехе первой консультации  авторства Тани.

 Дальше  - больше. Новый тандем участников.

 Согласно теории, после приветствия и установления контакта проходит снятие психологом запроса клиента - или попросту "зачем пришёл" и "чего хотим получить от консультации". 


Казалось бы, простое действие, вызывает серьёзные затруднения. Группа 10 минут следит за попытками одной из участниц, а главный вопрос встречи так и не задан. Проходит еще пять минут, прежде чем Надежда огромными буквами не выводит слово "ГДЕ ЗАПРОС?" на белом листе А4 формата.

Впервые за прошедшее время «в эфире» устанавливается гробовое молчание.


"Я всё провалила, да?" - вздыхает студентка.


"В этот раз, да. - честно отвечает Надежда. – О чём можно говорить, если прошло 15 минут, а консультация даже не началась? Без выяснения запроса весь последующий разговор превращается в трёп ни о чём.  Оля,  от тебя требуется простое следование схеме, которую мы разбирали в первом блоке".

 Надо отметить, что в течение консультации участники группы терзали ручки, стулья и бумажные платки - боролись с желанием подсказать коллеге верный путь. 


"Я рада, что группа тоже заметила эту ошибку. То, что вы начали видеть такие вещи говорит о вашем прогрессе. На следующем этапе научитесь отмечать ещё больше".

  Все помнят, что клиент приходит напуганный: недоверием, собственными ожиданиями, принесённой проблемой. 

 

 

Неопытный психолог мгновенно сваливается вслед за ним в подобное эмоциональное состояние. А два испуганных человека для одной комнаты – это уже слишком. )

 

 Было  бы странно, если бы приходящие на консультацию люди не желали чудесных свершений от психолога, магических превращений в своей жизни.


Но вот стремление соответствовать всем желаниям клиента – главный признак неопытности психолога.
  "Я плачу деньги - помогите мне, и не дайте при этом скучать/страдать/напрягать ум" - одна из наиболее популярных клиентских установок в начале работы

 

 

Простые сложности

 

 

 

Самые простые вещи  на проверку оказываются самыми сложными.

 

Слушать, видеть, задавать вопросы.

 Мы почти никогда ничего не слушаем - наши уши наполнены тем знанием, которое нам уже доступно.  Именно поэтому, задавая вопрос, участницы консультации не нуждаются  в ответе. Слышать другого человека - это искусство,  которого нелегко достичь.  Ведь от говорящего  отделяет завеса из установок, и предубеждений.

 

Так ученицы слушают «клиента» через свои проекции, страхи, желания, амбиции, неудовлетвореные потребности. Через подобную "шубу"  сложно установить связь с клиентом. Находится в контакте с человеком возможно, только когда его истинно слушаешь, будь он геем, эмо или социал-демократом.

 Психологическое консультирование - творческий процесс», - отмечает Н.А. - Однако в начале обучения нужно твердо придерживаться определенной схемы - без неё невозможно освоиться в профессии.  Когда схема станет автоматической наработкой - тогда можно приступать к творческому осмыслению процесса".

 Девочки внимательно слушали, наклонили головы)

 «В очередной раз поняли» , да-да.

 

 

 

  Несознательный элемент

 

 Один американский промышленник, верно отметил: «За то, чтобы услышать критику, умные люди доплачивают».  Критика – это зеркало, в которое можно рассмотреть себя.

 Конечно, при условии её «экологичности», то есть свободы от личных проекций говорящего .

 Конструктивная  критика на занятиях  Надежды достается «бонусом»  к  практике )

 "У тебя слишком громкий голос. И очень резкие интонации" – говорит  Н.А.  одной из участниц группы.

"Но моя основная работа предполагает громкий голос - иначе я не смогу контролировать толпу людей" –  Ученица озадачена, но готова к защите. Скрещённые руки, прямой корпус откинут на спинку стула.

 -"Проблема в интонациях. Ты не уточняешь, а утверждаешь. Предложения не повествовательные, не вопросительные, а в крайней степени утвердительные.

 Клиенту в этом случае остается робко согласиться.

 Все заметили?" 


В группе кивают. 


"Но это моя личностная особенность - такой голос и такие интонации! вы хотите сказать, что имея такой голос, я не смогу работать психологом?! - вспыхивает девушка, защищаясь. 

 

 

 

 - "Все наши особенности - это ценность. Но использовать их надо на благо процесса, а не в противовес. Личностные особенности формируют индивидуальный стиль терапевта, благодаря которому он становится успешен – это главное. 

 

И ещё я поняла - в следующем учебном блоке проведем голосовой тренинг, сделаем аудиозапись консультации и посмотрим, что можно сделать с вашими интонациями" ))

 Группа улыбается. У девушки с щёк спадает краска, она немного успокаивается. Слушать наставления  - это особый вид искусства. Она - умница.

 

 

 Склад ума

 

 Самый главный соблазн для начинающего психолога - это накопить как можно больше опыта, чтобы отталкиваться от этого "склада" и в последующем быть уверенным на любой консультации. 

 По уму, хочется обклеить стену позади клиента стикерами со шпаргалками и стрелочками.

  •   «Клиент спросил «то» – уточни «это».

 

  •  «Не забудь про запрос».

 

  •  «Скрестил руки – не доверяет»

 

  • «Проблемы с мужчинами – спроси про отца».

 

  • "Много мужчин и со всеми "не складывается" - спроси про отношения с матерью"

 

И т.д.

 

В этом же и главная ловушка - потому что психологическое пространство подразумевает высокую степень неопределенности, к которой профессионалу нужно быть терпимым. 

 

 

 

 Учителя по обыкновению делают упор на накопление всевозможных знаний.  Тогда как развивать нужно умение быть терпимым к ситуациям, которые неясны, неопределенны и непредсказуемы.

 

 

 В психологическом консультировании таких – большинство. Именно  они составляют всю "соль" работы психолога.

 Учение - процесс непрерывный.  Учение никогда не накапливается, в отличие от знаний.

 В психологии нельзя запасти знаний, и потом действовать,  отталкиваясь от этого "склада".  Надежда  это знает и повторяет – «Единственным верным путем является непрерывное движение вперед».

Факт. Но понять  непросто.


 

 

 

 Окончательный анализ

 

 

 

  Глупо спорить, что психотерапия  обладает колоссальным потенциалом.

 Герман Гессе стал писателем и получил Нобелевскую премию, пройдя курс психотерапии у Карла Юнга.   Да и у знакомого психолога есть любимая фраза:  «Один аналитик говорит другому: «Я понял, в чем проблема клиента, еще на первом занятии, а тот осознал это лишь спустя десять лет».

  Но у нас вместо десяти лет – лишь  сто семьдесят пять часов.

 У меня – и того меньше.  Лишь  сегодняшние три.

  За совместно проведенные  180 минут, группа представляется мне интересной. За неуверенными приемами и неверными интерпретациями скрывается главное - "орлята учатся летать".

 Этот замечательный факт прячется в их глазах и проскальзывает в интонациях. Дорога, как мы помним, возникает под шагами идущего.

  Они пришли в группу разными путями. Опыт, возраст и цели – индивидуальны! Обобщает весь этот яркий и сложный коктейль  личная заинтересованность тем, что говорит  Надежда.  Не только на платных тренингах и консультациях, но и в жизни.

 

Время встречи, между тем,  подошло к концу. Центр «Оранжевое настроение» выпустил  участниц из себя в теплый майский вечер. Напоследок, они кивнули нашему знакомству и  разбежались по семьям и делам,  чтобы скоро встретиться вновь.

 Мне бы хотелось, чтобы их  желание не пропало, не разбилось о «серьезный образовательный стандарт подготовки психологов-консультантов», а наполнялось вдохновением, которое всякий раз транслирует Надежда, приходя на занятия. Они могут этого не видеть, но чувствуют – наверняка.

 

 

 

 

  «Настоящий учитель не учит.  Он держит фонарь, а ученики идут на свет».

 

  Полагаю, у них многое получится. Вопрос времени.

 

 

 

 

 

 

 

© 2010, Надежда Власова, психолог

Все права на публикации принадлежат автору. Копирование статей возможно только с указанием прямой активной ссылки на сайт nvlasova.ru.

Онлайн консультация психолога:
vlanad@list.ru

skype: vnadejda-ekb

Консультация психолога в Екатеринбурге:
8-922-20-15-340
Разработка и продвижение сайта — Fanky.ru

?
Телефон: 8-922-20-15-340 Skype: vnadejda-ekb