Проблемы ребенка младшего школьного возраста связаны со сменой типа отношений с людьми. В этот момент отношения «Я и мама» должны смениться на отношения «Я и общество». Ребенок, как правило, переживает два кризиса (на входе в начальную и в среднюю школу), но
развитие детей младшего школьного возраста связано со школой только потому, что в школу ходят все дети. Не будь школы, подобный кризис в этом же
возрасте, ребёнок пережил бы при включении в любую группу старших: спортивную команду, клуб, рабочую бригаду. Это общее правило взросления и, как следствие,
воспитания детей.
Особенность перехода к жизни в социуме заключается в следующем. К маленькому ребенку мать предъявляет сниженные требования, она снисходительна к его неудачам. Ей важны именно его эмоции и переживания.
В социуме же (например, в школе) к ребенку предъявляются общие требования, равные для всех. Ребенок больше не получает всецельного внимания взрослого, он должен принимать самостоятельные решения, должен научиться договариваться с другими и не уступать другим в успехах.
Итак, в
младшем школьном возрасте ребенок сталкивается с новым типом отношений. Учительница начальной школы, как правило, продолжает поддерживать отношения типа «Я и мама». Исповедуя индивидуальный подход, оберегает каждого ученика от трудностей, входит в положение каждого. В средней школе у педагогов на это просто нет времени. И положение ребенка опять резко изменяется. Поэтому кризис и проходит, как правило, в два этапа.
Родители часто стремятся оградить детей от проблем младшего школьного возраста: вступаются за них в конфликтных ситуациях, разрешают не подчиняться требованиям учителей - эти ошибки идут из
дошкольного возраста. Дети реагируют на такого рода вертикальные отношения, но не могут выстроить горизонтальные, друг с другом и с другими взрослыми. Представьте ситуацию на уроке и оцените поведение детей. Ребёнок, забывший карандаш, обращается не к своему соседу, а к учительнице, чтобы та попросила и сосед дал запасной. Такого рода отношения детей начальной школы нуждаются в коррекции, потому что в дальнейшем каждый из них должен уметь налаживать отношения с другими людьми без посредников. Вы должны понять, что ребенка нельзя уберечь от возрастных кризисов. И этого нельзя делать. Каждый сам должен наработать свой опыт.
Если ребенок в
течение кризисов младшего школьного возраста, не научился устанавливать горизонтальные отношения, это может выразиться в том, что он не хочет идти в школу, не имеет друзей, неизвестно из-за чего плачет и т.д.
Вы в расстерянности, почему с вашим ребенком никто не дружит, а проблема заключается в том, что он сам не умеет дружить. Чем сильней родители оберегают детей от контактов с окружением, тем трудней школьникам пережить описанные кризисы.
Если вам трудно самостоятельно справиться с такими проблемами, то оптимально прибегнуть к помощи психологов. В нашем центре, родителям
детей младшего школьного возраста разъясняют, что происходит именно с их детьми, а с детьми проводят тренинги, на которых они учатся дружить:
Ребят 7 – 10 лет учат налаживать отношения друг с другом. Во время тренинга сплачивается группа, которая воспринимает себя как нечто самостоятельное, не ориентированное только на учителя.
Это наилучший и наиболее безболезненный способ взросления. А для вас - правильная стратегия
воспитания детей младшего школьного возраста.